hild_of_vilnius: (Хильд)
[personal profile] hild_of_vilnius
Не уверена, что это имеет место только со стороны мужчин в отношении женщин. Но да, оно-таки имеет:(

Оригинал взят у [livejournal.com profile] gwailome
Перевод. Оригинал здесь: http://thecurrentconscience.com/blog/2011/09/12/a-message-to-women-from-a-man-you-are-not-%E2%80%9Ccrazy%E2%80%9D/#.TnRmg9touCc.livejournal. Прошу за качество перевода сильно не ругать)



Ты так чувствительна. Так эмоциональна. Ты всегда занимаешь оборонительную позицию. Ты слишком бурно реагируешь. Успокойся. Расслабься. Прекрати сходить с ума! Ты ненормальная! Я просто пошутил, у тебя что, вообще нет чувства юмора? К чему эта драматичность. Просто забудь!
 
Знакомо звучит?

Возможно, если вы женщина.

Слышали ли вы когда-нибудь подобные комментарии от супруга, партнера, начальника, друзей, коллег или родственников, после того как вы выражали расстройство, печаль или гнев по поводу чего-нибудь, что они сделали или сказали?

Когда кто-либо говорит вам такие вещи, это не пример невнимательного поведения. Когда ваш супруг приходит на обед на полчаса позже, не позвонив – это невнимательное поведение. Замечание, целью которого является заткнуть вас, вроде «успокойся, ты слишком бурно реагируешь», после того, как вы просто сослались на чье-то плохое поведение – эмоциональная манипуляция в чистом виде.

И этот вид эмоциональных манипуляций превращается в эпидемию в нашей стране, эпидемию, которая определяет женщин как ненормальных, иррациональных, чрезмерно чувствительных, помешанных. Эта эпидемия помогает подогревать идею, что женщинам достаточно малейшей провокации, чтобы дать волю их (безумным) эмоциям. Это очевидно неправильно и несправедливо.

Я думаю, пора отделить невнимательное поведение от эмоциональных манипуляций, и нам нужно использовать слово не из нашего повседневного словаря.

Я хочу представить полезный термин, которым можно обозначить эти реакции: gaslighting.

        Gaslighting        – термин, которым часто пользуются профессионалы по психическому здоровью (я не один из них) для описания манипулятивного поведения, использующегося, чтобы заставить людей думать, что их реакции так далеки от нормальных, что они сумасшедшие.

 Термин происходит от фильма Gaslight 1944 года, с Ингрид Бергман в главной роли. В фильме муж Бергман, которого сыграл Шарль Буайе, хочет наложить лапы на ее драгоценности. Он понимает, что может осуществить это, если ее признают сумасшедшей и заберут в психиатрическую больницу. Чтобы добиться этого, он намеренно делает так, что газовые фонари в их доме то вспыхивают, то гаснут, и каждый раз, когда героиня Бергман реагирует на это, он говорит ей, что у нее галлюцинации. В этой постановке gaslighter – это тот, кто предоставляет ложную информацию, чтобы изменить восприятие его или самой себя жертвой.
 
Сейчас на термин ссылаются обычно если кто-либо говорит вещи вроде «ты такая тупая» или «никто никогда тебя не захочет» жертве. Это намеренная, заранее обдуманная форма gaslighting, похожая на действия персонажа Шарля Буайе, когда он продумывает, как заставить персонаж Ингрид Бергман верить, что она сошла с ума.

Форма gaslighting, о которой я говорю, не всегда продумана или намеренна, что делает ее только хуже, поскольку это означает, что все, особенно женщины, сталкивались с ней когда-либо.

Те, кто занимается gaslighting, создают реакцию – гнев, расстройство, грусть – в человеке, с которым они имеют дело. Затем, когда человек реагирует, gaslighter заставляет его чувствовать дискомфорт и опасность, ведя себя так, как будто его чувства не рациональны и ненормальны.

Моя подруга Анна (все имена изменены, чтобы сохранить конфиденциальность) замужем за мужчиной, который считает нужным делать внезапные и неожиданные комментарии по поводу ее веса. Каждый раз, когда она расстраивается из-за его невосприимчивых комментариев, он отвечает в одинаковой победной манере: «ты так чувствительна. Я же просто шучу».

Моя подруга Эбби работает на человека, который почти ежедневно находит способ без необходимости критиковать ее и ее работу. Комментарии вроде «ты вообще можешь что-нибудь сделать правильно?» или «зачем я тебя нанял?» ­– обычное дело для нее. Ее босс не видит проблемы в увольнении людей (он делает это регулярно), так что нельзя понять, что кроется за этими комментариями. Эбби работала на него шесть лет. Но каждый раз, когда она пытается постоять за себя и говорит «то, что вы говорите эти вещи, мне не поможет», она натыкается на ту же реакцию: «расслабься, ты слишком бурно реагируешь».

Эбби думает, что ее босс просто ведет себя как сволочь в эти моменты, но правда в том, что он делает эти комментарии, чтобы заставить ее думать, что ее реакции ненормальны. И это именно тот тип манипуляций, который заставляет ее чувствовать вину за чувствительность, и в результате она не увольняется.

Но gaslighting может быть таким простым, как, например, когда кто-нибудь улыбается и говорит нечто вроде «ты так чувствительна» кому-то другому. Такой комментарий может показаться достаточно безобидным, но в тот момент этот человек выносит решение, как другой должен себя чувствовать.

В то время как столкновения с gaslighting’ом не универсальная реальность для женщин, мы все знаем многих женщин, которые сталкивается с ним на работе, дома или в личных отношениях.

И акт gaslighting’а не просто влияет на не очень уверенных в себе женщин. Даже заметные, уверенные в себе, напористые женщины подвержены gaslighting’у.

Почему?

Потому что женщины попадают под удар нашего невроза. Нам гораздо проще переложить наше эмоциональное бремя на плечи наших жен, друзей женского пола, наших девушек, работников-женщин, женщин-коллег, чем переложить их на плечи мужчин.
 
Намного проще эмоционально манипулировать теми, кого общество заставляет принимать это. Мы продолжаем нагружать женщин, потому что им не так просто отказаться от этой нагрузки. Это элементарная трусость.

Сознателен gaslighting или нет, он имеет тот же результат: он заставляет некоторых женщин быть эмоционально немыми.
Эти женщины не способны четко дать понять своим супругам, что то, что сказано или сделано им, их ранит. Они не могут сказать своему начальнику, что его поведение неуважительно и мешает им работать лучше. Они не могут сказать родителям что, когда они их критикуют, они причиняют больше вреда чем пользы.

Когда эти женщины сталкиваются с каким-либо противодействием их реакциям, они часто отмахиваются от них, говоря: «забудь, все в порядке».

Это «забудь» – не просто попытка прогнать мысль, это отказ от себя. Это душераздирающе.

Неудивительно, что некоторые женщины бессознательно пассивно агрессивны, когда выражают гнев, печаль или расстройство. На протяжении долгого времени они так часто подвергались gaslighting’у, что больше не могут выражать себя способом, который кажется им верным.

Они говорят «извините», прежде чем высказать свое мнение. По электронной почте или в текстовом сообщении они помещают смайлик рядом с серьезным вопросом или обеспокоенностью, таким образом уменьшая воздействие необходимости выразить свои настоящие чувства.

Вы знаете, как это выглядит:  “Ты опаздываешь :)”

Это те же женщины, которые продолжают отношения, которые им не нужны, которые не следуют за своими мечтами, кто отказывается от жизни, которую хотели бы прожить.

С тех пор как я приступил к этому феминистскому самоисследованию в своей жизни и жизни женщин, которых я знаю, эта концепция «ненормальных» женщин действительно возникла как главная проблема в обществе в целом и такое же главное разочарование женщин в моей жизни вообще.

Из-за того, как женщин изображают в реалити-шоу, как мы приучили мальчиков и девочек видеть женщин, мы приходим к принятию идеи, что женщины – неуравновешенные, иррациональные люди, особенно во время гнева и расстройства.

Буквально на днях во время полета из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса, бортпроводница, которая узнала меня благодаря моим многочисленным поездкам, спросила меня, чем я зарабатываю на жизнь. Когда я сказал ей, что пишу в основном о женщинах, она тут же засмеялась и спросила: «О, о том, какие мы ненормальные?»

Ее инстинктивная реакция на мою работу действительно вогнала меня в депрессию. Хотя она и ответила в шутку, ее вопрос тем не менее делает видимым шаблон сексисткого комментария, который путешествует по всем граням общества, по поводу того, как мужчины рассматривают женщин, который также значительно влияет на то, как женщины могут рассматривать себя.

Насколько мне известно, эпидемия gaslighting’а – часть борьбы против препятствий неравенства, с которыми женщины постоянно сталкиваются. Акты gaslighting’а крадут их наиболее мощный инструмент: их голос. Это то, что мы делаем с женщинами каждый день, многими способами.

Я не думаю, что идея о «ненормальных» женщинах основана на каком-то крупном заговоре. Скорее я поверю, что это связано с медленным и устойчивым ритмом, при котором женщин игнорируют и заглушают ежедневно. И gaslighting – одна из многих причин, почему нам приходится иметь дело с общественным представлением женщин как «ненормальных».

Я осознаю, что был виноват в gaslighting’е знакомых женщин в прошлом (но никогда знакомых мужчин – вот так сюрприз). За это стыдно, но я рад, что понял, как делал это при случае и положил этому конец.

В то время как я беру полную ответственность за свои действия, я верю что я, вместе со многими другими мужчинами, побочный продукт нашего общества. Это касается общего понимания, которое наше общество дает нам о признании вины и демонстрации любых эмоций.

Когда у нас отбивают охоту выражать эмоции в молодости и раннем взрослом возрасте, многие из нас остаются стойкими в своем отказе выражать сожаление, когда мы видим чужую боль от своих действий.

Когда я писал этот кусок, мне вспомнилась одна из моих любимых цитат Глории Стайнем: «первая проблема для всех нас, мужчин и женщин, не в том, чтобы учиться, а в том, чтобы отучиться».

Так что для многих из нас в первую очередь важно отучиться мигать этими газовыми фонарями и научиться признавать и понимать чувства, мнения и позиции женщин в нашей жизни.

Но не связана ли проблема gaslighting’а, в конечном счете, с тем, что нас приучили верить, будто мнения женщин не так важны, как наши? Что то, что женщины хотят сказать, что они чувствуют, не так разумно?

 




Date: 2013-11-26 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] lelaya.livejournal.com
Отличный текст.

Date: 2013-11-26 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Мне тоже показался осмысленным, увы. Потому и утащила - мож, кто задумается, что так неправильно.

Date: 2013-11-26 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lelaya.livejournal.com
По моему опыту - от этого помогает в ответ вести себя так же. Это очень противно, но эффективно.

Date: 2013-11-26 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Возможно, в этом что-то есть. Но не все могут.

Date: 2013-11-30 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] arico-samaa.livejournal.com
Да никто не задумается. Потому что чрезвычайно трудно отказаться от самоутверждения за счет других - да и зачем.

Date: 2013-11-30 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Потому что совесть как бы людям положена.

Date: 2013-12-02 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] arico-samaa.livejournal.com
Я раньше тоже так думал.

Date: 2013-12-02 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
По конструкции - положено. Если кто решает, что ему проще без - ну, он может это сделать. Хотя лучше бы не надо, конечно.

Date: 2013-12-21 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] arico-samaa.livejournal.com
Вроде бы положено... но, боюсь, многим об этом сообщить забыли((

Date: 2013-12-21 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Я думаю, все куда печальнее - они считают, что им удобнее без.

Date: 2013-12-21 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] arico-samaa.livejournal.com
Тоже вариант...

Date: 2013-11-26 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Я такие комментарии в свой только от женщин слышала :)

Date: 2013-11-26 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Вот, у меня тоже ощущение, что я неоднократно слышала нечто очень похожее от дам. Может, это вообще не гендерное.
Edited Date: 2013-11-26 07:24 pm (UTC)

Date: 2013-11-26 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
И мне кажется, не гендерное ни разу. Мерзкая манипуляция, бьют обычно прицельно по болевым точкам, но у женщин это получается ни капельки не хуже, чем у мужчин.

Date: 2013-11-26 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Да, пожалуй, что.
...Или женщины в наше время стали ничем не лучше мужчин и те пакости, которые когда-то, видимо, делали скорее мужчины, теперь - все подряд?

Date: 2013-11-26 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Или это женский способ, который заимствовали мужчины. Традиционный подход в переводе на современный язык " баба, твои эмоции никого не гребут, не порть мне настроение".

Date: 2013-11-27 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Кстати, тоже может быть. Или все-таки общечеловеческий. это если про оскорбление - и "ты так эмоциональна".
А если просто про эмоции, то мужчинам их как бы и вообще не положено, они типа железные, как грузовики. И получается, что эмоции = женское, следовательно фигня.

Date: 2013-11-28 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Оскорбление в форме заботы может упирать не только в эмоциональность.
Что ты обижаешься, ты должен(жна) понять, я это любя, для твоего же блага, никто, кроме меня, тебе не скажет, потому что мне не все равно, а другим пофиг, лучше услышать правду от своих, чем от чужих....
Ты так эмоциональна, рационален, наивен, цинична, что... И каждый раз цель, осознанная или нет, зацепить, сделать больно.
По моему разумению, пример в статье лишь один из фантиков для конфетки из..., которую подносят под видом любви

Date: 2013-11-28 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Ой, да, есть такая хрень. Почему-то близкие часто злоупотребляют, а обижаться на них нельзя, каких бы гадостей не наговорили человеку...
Много их:(((

Date: 2013-11-26 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] pereille.livejournal.com
_Мне кажется_, что это работает в обе стороны. Точно так же и манипулятор-женщина (или просто неумная женщина) говорит мужчине: ты ненормальный. Ты почему уткнулся в свою работу, когда выходной и можно приятно провести время вдвоем? Ты работоголик, ты ненормальный, я тебе не нужна, хныыык, зачем ты на мне женился. Я тебе рассказываю о четвертом разводе моей подруги и пятой шляпке моей золовки, а ты - ненормальный, ты не слышишь ни слова из того, что я сказала,ты назло мне не слушаешь, тебе неинтересны нормальные вещи, тебе всякие ненормальные вещи интересны, этот твой адронный коллайдер.
Это же вечная проблема западной цивилизации, а не отдельно взятой страны; в "Дневнике Бриджит Джонс" она забавно-гротескно обыгрывается - зашкаливающая популярность доморощенной психологии в формате всех этих self-help books, "Мужчины с Марса, женщины с Венеры", и прочее, а доморощенная гендерно-окрашенная психология все равно персонажам готовых рецептов не дает и не даст, пока они не научатся видеть друг в друге человека - а не "мужчин-с-Марса-женщин-с-Венеры".

Date: 2013-11-26 07:59 pm (UTC)

Date: 2013-11-26 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Вот у меня было смутное подозрение, что это, возможно, не связано с полом. Спасибо!

Date: 2013-11-27 01:06 am (UTC)
From: [identity profile] fredmaj.livejournal.com
мне _кажется_ что тут ты путаешься. Манипулятивное поведение, эмоциональная манипуляция - да, есть везде, работает в обе стороны. Но отрицать или обесценивать эмоции мужчин - это штука более редкая, честно. Возможно, впрочем, что обесцениваются с самого начала определенные эмоции _мальчиков_, а после уже нечего обесценивать, парни-которые-не-плачут справятся сами. Девочкам же разрешается бурно реагировать (тыжедевочка-дурочка), но в довесок к этому разрешению идет несерьезное отношение. "Что бывает без берегов? - девочкины слезки" и т.д. ну, а потом девочки уже заранее готовы к тому, что всерьез их не примут - их и не принимают.
так что тут не столько гендер взрослого человека роляет, на мой взгляд, сколько воспитание, выданное ребенку.

Date: 2013-11-27 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] pereille.livejournal.com
Мне кажется, эмоции мужчин (точнее, их якобы отсутствие и недостаточность) вполне себе обесцениваются с той же частотностью, как "недооцениваются" эмоции женщин. Женщины "ненормальные", потому что "слишком эмоциональны", мужчины "ненормальные", потому что "бесчувственный как бревно, ему все равно, он же мужчина, he does not care, он не поймет, он же непробиваемый". И это явно две стороны одной медали, в равной степени почва для манипуляторства, в равной степени повод "опустить" и не принять всерьез.
Ну, а что от воспитания в детстве оно зависит, это дело понятное. Воспитание-то у нас насквозь гендерное :-).

Date: 2013-11-27 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
В смысле, мужчины сами свои эмоции обесценивают?

Date: 2013-11-27 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
То есть тут две фигни в одном, я обратила внимание в первую очередь не на обесценивание, а это самое явление, когда над человеком издеваются, доводят, а потом говорят, что он слишком эмоционально реагирует, дурачок такой. Это, имхо, внегендерное.

Про мальчиков и девочек - да, есть такая фигня:((( Слушай, мне приходилось слышать, что веке в 19 с эмоциями у мужчин все было не так сурово. Не знаешь, это правда? Если да, то почему оно могло так стать?

Date: 2013-11-28 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Знаешь, тут все-таки про другое. Приведенный Тобой пример - если его вывернуть - бы бы "я тебе рассказываю, какой наши гол забили и как мы с Васей славно порыбачили, а ты в это время посуду моешь, дура".
Здесь все же речь о ситуации, когда человека намеренно унижают, говорят ему какие-то обидные вещи, доводят - а потом говорят, ты слишком бурно реагируешь, куда ж это годится, нельзя так! Я же пошутил!

Date: 2013-11-26 09:41 pm (UTC)
indraja: (varlė skraiduolė)
From: [personal profile] indraja
Хм, мне обычно с этим приходится сталкиваться, когда уже срываюсь (это далеко не "расстраиваюсь"). Но я-то вполне хорошо знаю, что от этого мне не надо идти лечиться, как иногда советуется, - это человек так мне объясняет, что моё поведение не в рамках этикета, просто хочет сказать ярче. Я же не поведусь.
С гендером конкретная ситуация связи не имеет.

Date: 2013-11-26 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Ну, Ты не поведешься - а меня бы огорчило.
Спасибо. У меня тоже такое ощущение.

Date: 2013-11-26 10:12 pm (UTC)
indraja: (sidabrinis klevas)
From: [personal profile] indraja
О, после этой реплики меня с лёгким ужасом во взгляде наконец-то оставляют в покое, так что тут уж не огорчаться...

Date: 2013-11-27 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
после какой именно?

Date: 2013-11-27 09:14 pm (UTC)
indraja: (sidabrinis klevas)
From: [personal profile] indraja
"тебе надо лечиться"

Date: 2013-11-27 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] u-uka.livejournal.com
А мальчики просто боятся. Боятся женских слез, боятся повышения голоса, боятся, что их женщина будет рядом плакать, а они не смогут как терминаторы придти и все разрулить. Поэтому и обесценивают.
Просто находиться рядом с человеком, который искренне и бурно проявляет эмоции (причем, кстати, не обязательно негативные) и не чувствовать себя либо идиотом, либо чурбаном, либо бесполезным, в нашей культуре не учат.

Date: 2013-11-27 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Да, есть такое. Часто встречается.

Date: 2013-11-27 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] filita.livejournal.com
Хороший текст. И да, оно работает в обе стороны.
Но мне искренне кажется, что, если мужчина говорит женщине "ты чувствительная", это не обязательно означает, что он ей манипулирует и хочет запретить чвствовать так, как ей удобно.
Пример: муж опаздывает домой на обед на полчаса (из текста). Полчаса - это на самом деле вообще-то немного. Могут быть проблемы с транспортом, он мог заглянуть в магазин, купить что-то к обеду, или даже в ларёк за цветами - ну да, это такое редко, ну а вдруг. Он приходит домой, а она тут в слезах и уже успела погуглить телефон морга. Он её обнимает и говорит: "ты у меня такая чувствительная". Это - констататция факта. Если я начинаю потихоньку сходить с ума, когда муж не берёт трубку в ответ на третий звонок, это всё-таки говорит о моей чувствительности, нервозности и склонности к паранойе, а не о том, что у меня муж неправильный. Я сама легко могу забыть телефон где-то в другой комнате, или не слышать звонка из-за музыки или шума.
Иногда "ты чувствительный" - это действительно констатация факта.
Я вот - чувствительная. Я это знаю. Если мне на это указать, это меня не обидит. Я считаю, что нормально быть чувствительной, если в меру. То есть если он будет опаздывать уже на час, не брать трубку, а тем временем уже второй час ночи, то я, блин, буду чувствительной. И он, придя домой, утешив и объяснив, что телефон сломался, а электричка ушла из-под носа, заметит, что я чувствительная - ну и что?
Лично для меня признание моей чувствительности - не открытие.
Иногда, как мне кажется, люди вообще говорят это как напоминание самому себе. В смысле типа "Ты у меня нежная и ранимая. А я как-то про это порой забываю. В следующий раз постараюсь помнить".
Edited Date: 2013-11-27 07:33 am (UTC)

Date: 2013-11-27 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Ну, там имеется в виду все же несколько другая ситуация.

Date: 2013-11-27 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] vampirka-inga.livejournal.com
спасибо за то что вывесила эту статью. вроде, написаны понятные и простые вещи, но, тем не менее, постоянно забывающиеся вещи.

Date: 2013-11-27 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Пожалуйста.
Это да.

Expand Cut Tags

No cut tags

Profile

hild_of_vilnius: (Default)
hild_of_vilnius

August 2019

M T W T F S S
   1234
567891011
121314 15161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Jun. 20th, 2025 04:29 pm
Powered by Dreamwidth Studios